Виртуальные выставки

«Кузнецк-Сталинск-Новокузнецк: история в фотографиях»

 

В начале XX века город Кузнецк оставался захолустным уездным городом. Строительство Транссиба мало затронуло удаленный от него Кузнецк и Кузнецкий уезд. Из-за удаленности Кузнецка от основных путей сообщения и отсутствие крупной промышленности фабрично-заводского типа большая часть горожан была связана с сельским хозяйством.

В годы НЭПа в Кузнецке развивалась и росла местная кустарная промышленность. Были созданы производственные артели, развивалась кооперативная собственность, Кузнецкий пивзавод был сдан в аренду.

В 1926г. томские геологи под руководством профессора М. А. Усова начали обследование сырьевой и угольной базы металлургического завода в Кузбассе, строительство которого было задумано ещё в 1916г. руководством Копикуза. Для проектирования и строительства завода был приглашен выдающийся металлург М.К. Курако.

Летом 1926г. Правительственная комиссия приняла решение о строительстве завода на Горбуновской площадке около г. Кузнецка. В 1929г. здесь под руководством академика И. П. Бардина было начато строительство КМК.

В это время образованы поселки: Нижняя Колония, Верхняя колония, Садгород, Соцгород, Островская площадка.

29 октября 1929г. на строительную площадку Кузнецкстроя прибыл первый поезд с лесом.

1 мая 1930г. в праздничной обстановке был заложен фундамент доменной печи, а 1 апреля 1932г. в 3 часа 55 минут первая кузнецкая домна была задута. 3 апреля 1932г. был получен первый чугун.

Вслед за первой печью через месяц пошла вторая. А вскоре комбинат выдал сталь мартен, затем запущен прокатный цех — вошли в строй блюминг и рельсопрокатный стан. В 1932 году комбинат вступил в строй. Он был построен за 1000 дней.

10 мая 1931г. поселки были объединены в Ново-Кузнецк. В 1932г. Ново-Кузнецк был переименован в Сталинск.

В 1941г. созданы Молотовский, Орджоникидзевский, Старокузнецкий, Привокзальный районы.

Великая Отечественная война превращает Сталинск в крупнейший индустриальный центр СССР. Мирный комбинат становится одним из главных предприятий военного тыла, настоящей «Кузницей Победы».

26 января 1943г. Сталинск в числе других городов и районов вошел в состав выделенного из Новосибирской области нового региона с административным центром в Кемерове.

В послевоенные годы в городе продолжает активно развиваться жилищное строительство. Планировочное решение, композиция, архитектура домов «старого центра» - в лучших классических традициях и образах, представляет единый архитектурный комплекс, отличительной чертой которого стал столичный масштаб жилых шестиэтажных домов.

В 1957г. Советом Министров СССР было утверждено строительство Западно-Сибирского металлургического завода. На Антоновской площадке к северу от города был забит первый колышек в основание завода. В 1964 году завод был запущен и 27 июля 1964г. комбинат получил первый чугун.

За свою четырёхсотлетнюю историю Новокузнецк прошёл долгий путь от небольшой крепости на окраине государства до важного угледобывающего и металлургического центра своего региона и всей Российской Федерации.

В многочисленных документах архива хранятся фотографии, отражающие жизнь и историю города.

1.jpg

 Общий вид на дореволюционный Кузнецк со стороны Кузнецкой крепости, (дата неизв.) (Ф. Р-346, Оп. 40, д.5, л.1)

2.jpg

 «Пороховая башня» - ворота в Кузнецкую крепость. Надвратная Ильинская церковь, сооружена на месте Пороховой башни в 1876 году, 1918г. (Ф. Р-346, Оп. 40, д.8, л.1)

3.jpg

 Прибытие первого поезда на строительную площадку, Кузнецкстрой, 29 ноября 1929г. (Ф. Р-346, Оп. 12, д.11, л.1)

4.jpg

 Начало строительства города Новокузнецка, 1929г. (Ф. Р-346, Оп. 40, д.10, л.1)

5.jpg

 Панорама завода со стороны Верхней Колонии, Кузнецкстрой, [1930-1935] г. Ф. Р-346, Оп. 12, д.12, л.1)

6.jpg

 Пивной завод в Кузнецке, [1930-1940]г. (Ф. Р-346, Оп. 40, д.16, л.1)

7.jpg

 Строительство доменного цеха КМК, 1930г., Кузнецкстрой (Ф. Р-346, Оп. 12, д.14, л.1)

8.jpg

 Красноармейцы помогают строительству. На воскреснике за укладкой кирпича, Кузнецкстрой, октябрь 1931г. (Ф. Р-346, Оп. 12, д.152, л.1)

9.jpg

 Первая плавка мартеновской стали, г. Сталинск, 19 сентября 1932г. (Ф. Р-346, Оп. 12, д.167, л.1)

10.jpg

 Прокат первых рельсов, г. Сталинск, декабрь 1932г. (Ф. Р-346, Оп. 12, д.170, л.1)

11.jpg

 Строительство Дворца культуры металлургов. Вид на строительство со стороны Сада металлургов, 1935г. (Ф. Р-346, Оп. 40, д.27, л.1)

12.jpg

 Общий вид кинотеатра «Коммунар», 1935г. (Ф. Р-346, Оп. 40, д.28, л.1)

13.jpg

 Строительство новых зданий на пересечении проспекта Кирова и улицы 25 лет Октября, 1950г. (Ф. Р-346, Оп. 40, д.33, л.1)

14.jpg

 Прибытие электропоезда на Антоновскую площадку, г. Новокузнецк, 14 октября 1963г. (Ф. Р-346, Оп. 11, д.14, л.1)

15.jpg

 Мост через реку Аба. Справа кинотеатр «Октябрь», в центре – здание Горисполкома, 1973г. (Ф. Р-346, Оп. 40, д.64, л.1)