Виртуальные выставки
В 2019 году исполняется 90 лет Кузнецкстрою: в 1929-м началось возведение Кузнецкого металлургического комбината.
В декабре 1925 года состоялся XIV съезд ВКП(б), который вошел в историю как съезд индустриализации. Нашей стране предстояло создать целый ряд новых отраслей промышленности.
В 1926 году председатель Госплана СССР В.В. Куйбышев утвердил строительство Урало-Кузнецкого Комбината. Летом этого же года на месте побывала правительственная комиссия по выбору площадки под строительство комбината. Местом для строительства будущего металлургического гиганта выбрана так называемая «Горбуновская площадка», находившаяся неподалеку от линии действующей железной дороги, сплавной реки Томь, в достаточно заселенной местности рядом с г. Кузнецком и в близости залежей доменных углей южной группы Кузнецкого бассейна и залежами строительных материалов, песчаников и глин.
22 марта 1928 года Президиум Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР вынес решение об организации Управления по строительству Тельбесского металлургического завода «Тельбесстрой».
В июне 1929 года на Горбуновской площадке Управлением Кузнецкого строительства («Кузнецкстрой») начались строительные работы
После принятия XVI партконференцией первого пятилетнего плана, 20 апреля 1929 года ВСНХ утверждает предварительный проект КМК, в составе которого должны находиться: 4 домны, сталеплавильный, прокатный цеха, электростанция и коксовые батареи. Мощность завода утверждалась в рамках 820 тыс. тонн чугуна в год.
Строительство Кузнецкого металлургического завода было поручено «Тельбесстрою», который вскоре был переименован в «Кузнецкстрой» и имел по тем временам мощную строительную базу, замыкавшую в себе весь строительный цикл: от разработки карьеров гравия до монтажа систем инженерного обеспечения. Управление «Кузнецкстрой» одновременно вело строительство города Новокузнецка (Сталинска).
Первым начальником вновь созданной строительной организации был назначен Ф.Т. Колгушкин.
В мае 1929 года на площадке будущего Кузнецкстроя собрались 445 человек, которые в июне начали рыть первый котлован.
Под строительство завода были снесены три старинные деревни: Горбуново, Бессоново, Араличево.
Одной из самых сложных была работа грабарей – так называли землекопов, которые рыли котлован при помощи лопат-грабарок (50 см в длину и 30 в ширину). Они перелопатили на Кузнецкстрое 14 миллионов кубометров земли. Самым знаменитым из них стал «человек-экскаватор» Андрей Севастьянович Филиппов, который за смену выполнял 500 процентов нормы. Тачка должна была подъехать к бригаде грабаря и остановиться, мимо Филиппова и его двоих братьев, тачка проезжала не останавливаясь. Лопата Андрея Севастьяновича хранится в Москве в Музее революции. Андрей Филиппов – первый Почётный гражданин Новокузнецка, в его честь названа улица.
Люди работали с неугасающим энтузиазмом, объекты и цеха сдавались раньше срока. На площадке перед заводоуправлением поставили деревянную трибуну, наверху – звезда с лампочкой. Каждую неделю собирались митинги, загоралась звезда, бригады рапортовали о новой трудовой победе. С этой трибуны перед кузнецкстроевцами выступали члены Советского правительства: М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян, С. Орджоникидзе, приезжал вождь немецкого пролетариата Э. Тельман. Эта площадка стала первой городской площадью – Площадь трудовых Побед.
Имя И.П. Бардина тесно связано с Кузнецким металлургическим комбинатом. Он воплотил в жизнь в качестве главного инженера Кузнецкстроя мечту своего учителя, инженера-металлурга М.К. Курако, о создании металлургического гиганта. Благодаря его организаторскому таланту, воле, настойчивости и энтузиазму комбинат был построен в рекордно короткие сроки, всего за тысячу дней.